Выбор города
поиск

В 2022 году рост МФО будет под сильным давлением

19:50 31.01.20221

Андрей Пономарев, генеральный директор финансовой онлайн-платформы Webbankir, поделился своим прогнозом относительно развития рынка микрофинансирования в 2022 году.

Одной из областей бизнеса, наиболее успешно пережившей пандемийный кризис, оказался именно рынок микрофинансирования. Уже в 2020 году начали постепенно выходить на прежний уровень объемы выдач, а в 2021 году показатели даже превзошли докризисный уровень. В 2022 году такая тенденция скорее всего сохранится, но рост и развитие МФО будут находиться под сильным давлением. На практике это выльется в то, что части заемщиков с чрезмерной долговой нагрузкой и максимальными рисками будет закрыт доступ к легальному микрофинансированию.

По данным Центробанка в третьем квартале 2021 года портфель микрозаймов вырос на 6%, а по сравнению с 2020 годом — на 35%. Суммарный объем микрозаймов составил 305 миллиардов рублей.

В основе такой динамики лежат общеэкономические причины. В 2021 году по данным Росстата инфляция в России составила 8,4%, а рост доходов населения — 3,5%. По факту разрыв между расходами и доходами в каждой семье может быть еще значительнее.

В такой ситуации займы «до зарплаты» становятся порой единственным и самым простым способом поддерживать комфортный уровень жизни. Поэтому рост и развитие рынка в 2022 году неизбежно.

С другой стороны, чем больше объем выдаваемых займов, тем быстрее растет общая закредитованность россиян. В связи с тем, в ближайшее время ожидаются законодательные нововведения, которые будут направлены на снижение закредитованности и уменьшению долговой нагрузки.

Основное нововведение — законопроект об ограничении максимальной процентной ставки по кредитам и займам, который сейчас находится на рассмотрении. Предлагается снизить максимальную ставку с 1% до 0,8% в день, а также снизить максимально возможную переплату по займам с 150% до 130%.

Такое снижение стоимости микрозаймов — безусловно положительная тенденция для заемщиков. Но есть и обратная сторона медали. В результате доходность МФО упадет примерно на 20%, поэтому компаниям придется внести изменения в свои скоринговые модели.

Повышенный процент по займам в МФО по сравнению с банковским секторам объясняется тем, что компании лояльно оценивают своих заемщиков, поскольку смогут компенсировать ущерб, даже если кто-то из клиентов допустит просрочку. Если ставка будет снижена, компенсировать риски станет сложнее. Поэтому МФО возможно будет проще отказаться от сотрудничества с «неблагонадежными» заемщикам.

К такому варианту развития событий приводит еще одна законодательная инновация — установление макропруденциальных лимитов по кредитам и займам без обеспечения. При работе с заемщиками, чей показатель предельной долговой нагрузки свыше 50%, банки и МФО должны изменить правила выдачи. Доля кредитов с ПДН свыше 80% не должна быть больше 25% для банков и 35% — для МФО.

По данным Банка России в 2021 году размер проблемных кредитов и займов составил 31% у банков и 44% — у МФО. В то же время, Центробанк указывает, что на практике у ведущих кредитный организаций процент намного выше.

Что делать бизнесу в сложившейся ситуации? Для повышения доходности многие компании скорее всего начнут еще активнее продавать заемщикам дополнительные услуги — юридическую поддержку, страховку, вводить комиссии. Типичный пример — комиссия за погашение микрозайма. Согласно законодательству МФО должны предоставить хотя бы один бесплатный способ погашения задолженности, но он не всегда является удобным для заемщиков.

Также в настоящее время компаниям запретили при подаче заявки онлайн автоматически расставлять галочки согласия на различные доп услуги в соответствующих полях. Но это компенсируется различными уведомлениями о высоких рисках, если заемщик откажется от сопутствующих услуг. В офлайн-МФО давление на заемщиков может быть еще сильнее.

Радует то, что МФО развивают и другие форматы микрофинансирования — не только краткосрочные продукты, но и долгосрочные и займы в точках продаж. По данным Центробанка доля Instalment loans и POS-займов в третьем квартале 2021 года составила 55%, что является рекордным количеством за время время.

Долгосрочные кредитные продукты обычно выдают повторным и постоянным клиентам, кто уже брал микрозаймы «до зарплаты» и показал себя с положительной стороны. Для МФО это другой уровень сотрудничества. А для заемщика — возможность получить крупную сумму под низкую ставку и на длительный срок.

Олег Пашковский

Главный редактор проекта «НаВыдаче.ру». Высшее экономическое образование «Экономика и финансы» по специализации «Банковское дело». Построил свою карьеру в сфере банковского менеджмента. Занимал должности «Специалиста по урегулированию убытков», «Специалиста по межбанковским операциям» и «Главный специалист направления по операциям на межбанковском рынке».